Отзыв на фильм Апокалипсис сегодня / Apocalypse Now (1979)

Сюжет — лейтенант Уиллард (Шин) получает задание устранить полковника Курца (Брандо), образцового солдата, съехавшего с катушек и создавшего в джунглях Индокитая свой собственный карманный ад. На своем пути Уиллард вместе с товарищами сталкивается с ужасами просто космического масштаба. Чтобы осознать посыл Копполы и весь кошмар, следует уяснить, что весь сюрреализм на самом деле таковыми не являются.

Налет на деревню совершается, потому что в том месте волны подходят для серфинга. Участок, обороняемый солдатами, где нет командира и никто не знает, кто за главного, но все его обороняют при постоянных атаках вьетконговцев. Огромная толпа солдат, штурмующая вертолет с женщинами на борту.

Камео Копполы в роли режиссера на пляже во время вышеописанной атаки, он там снимает сюжет для новостей. Создается впечатление, что война в реальности, если и не выглядит именно так, то выглядит ненамного жестче и достоверней. Такой же бардак и ужас. В ней ничего не понятно, добро и зло отсутствуют как категории, но присутствует только первородная, тьма.

Куртц постиг эту тьму, слился с первородными инстинктами, безупречно чистыми по своей сути — подчинение, выживание, поклонение. Нормы морали прогнившего общества и гнилой войны уже не могут быть применены к нему, тем более Уиллардом, на пути к Курцу прошедшем все 9 кругов вьетнамского ада. Куртц может быть осужден и наказан только по морали того самого первобытного общества, которое он воссоздал и в котором ему принадлежит роль божества. Он, осознавший всю суть Тьмы и принявший ее, смирившийся с ней, кажется чуть ли не самым вменяемым человеком в фильме. В итоге — роли палача и жертвы размыты, моральный компас героев сходит с ума, стрелку не остановить — нет ориентира.

Один из самых антивоенных фильмов американского кинематографа. Ужас происходящего вокруг, сводящий с ума попавших в этот ад, вытаскивающий все самое темное из уголков человеческих душ, деградация человека как личности под воздействием наркотиков и алкоголя, все это режиссер (Фрэнсис Форд Коппола) выплескивает на экран в попытке остановить творящееся безумие войны.

Яркие съёмки, множество пикантных подробностей, стрельбы и взрывов. Есть в этой картине атмосфера большого кино, которое так нравится зрителю.

Очень тяжёлый, но сильный, гениальный, зрелищный и глубокий фильм, удостоенный премии «Оскар» и получивший «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале.

Мой рейтинг 8 из 10

Добавить комментарий